ОБРАЗОВАНИЕ

Информация

о реализуемых образовательных программах

в МДОБУ центр развития ребенка д/с № 38 «Дюймовочка»

с указанием направления развития

Основная общеобразовательная программа   МДОБУ центр развития ребенка -  д/с № 38 «Дюймовочка»

с использованием методического комплекса программы  «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Образовательная программа развития 2019-2023 учебный год

ООПДО разработана с использованием методического комплекса программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных развивающих и обучающих целей и задач.

В соответствии с требованиями ФГОС образовательная программа МДОБУ состоит из двух частей:

I часть – обязательная

II часть – вариативная.

Обязательная часть программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им общеобразовательных программ начального образования.

Вариативная часть содержит программы, которые расширяют и углубляют основное образовательное содержание и позволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал регионального компонента

Целью Программы является: Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей

Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.

Дополнительные образовательные  программы:

Художественно-эстетическое направление

 - «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, с нормативным сроком освоения 5 лет

-  «Ладушки» - У.Г.Ледяйкина, Л.А. Топникова,  с нормативным сроком освоения 5 лет

- «Звук волшебник» Т.И.Девятова, с нормативным сроком освоения 5 лет

- О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», с нормативным сроком освоения 5 лет

Экологическое направление

- «Мы» Н.Н.Кондратьева, с нормативным сроком освоения 5 лет

- «Юный эколог» С.Н.Николаева, с нормативным сроком освоения 5 лет

Аннотации к программам

 

Аннотация к программе экологического образования детей «Мы» Н.Н. Кондратьева

Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников.

Ядро содержания программы Н.Н. Кондратьевой составляют «знания о человеке в его

связи с природой, другим  людьми, представления о человеке и природе, как высших

ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При

этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей

средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа

экологического сознания, умения экологически ориентированной деятельности, опыт

гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и

природы.

Известно, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной

Нравственно философской категории «мы», т.е. единства. Это и определило название

программы  «Мы»

Аннотация  к программе « Юный эколог» С. Н. Николаевой

«Юный эколог» -  программа, нацеленная на формирование основ экологической культуры дошкольников. Её успешно используют в образовательных учреждениях разного типа на этапе перехода от ознакомления с природой к действенному экологическому воспитанию.

Автор программы, Николаева Светлана Николаевна (кандидат наук в области педагогики, ст. научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО) создала систему, способную помочь педагогам реализовать на практике новые подходы к экологическому воспитанию.

Результативность программы была доказана уже в 1993 году в ходе успешной апробации. А в 1998 разработка «Юный эколог» получила одобрение Экспертного совета Министерства общего и среднего профессионального образования РФ.

С тех пор программа была доработана и расширена. Каждый педагог самостоятельно строит работу с детьми по данному направлению, но при этом опирается на темы, предлагаемые С.И. Николаевой:

  • Неживая природа - среда жизни человека, животных, растений (Вселенная, воздух и вода, почва и камни, времена года),
  • Многообразие растений, связь со средой обитания (растения на участке д/с и комнатные),
  • Многообразие животных, связь со средой обитания (домашние животные, обитатели уголка природы, птицы - перелётный и зимующие),
  • Рост и развитие животных и растений, связь со средой обитания,
  • Сообщество животных и растений (лес, водоёмы, луг как экосистема),
  • Человек и природа во взаимодействии (использование и охрана).

Актуальность экологического воспитания в наше время особенно обострилась, и поэтому появилась необходимость воспитывать осознанное отношение к природным явлениям и объектам уже с младшего возраста.

В детских саду используются разные методы «погружения в природу», в рамках программы это могут быть: уголки природы в группах, зимний сад, экологический музей, комната или кабинет природы, мини-ферма, экологическая тропа, уголок нетронутой природы, экологическая тропа и др. Ребята с удовольствием участвуют в занятиях, играх и прогулках, посвящённых миру природы,

Дошкольники учатся выполнять определённые трудовые действия для улучшения жизни животных и растений, основываясь на самостоятельном понимании ситуации или пользуясь объяснением взрослого. Степень экологической воспитанности позволяет ребёнку строить своё поведение безопасно и полезно для природы.

Процесс обучения «юных экологов» предполагает не только передачу знаний о мире вокруг нас, но и формирование внимательного отношения к природе. В ходе занятий дошкольники начинают осознавать себя частью природы и заботиться о ней всеми доступными способами. Ребята учатся любить и понимать, беречь и охранять

 

Аннотация программы

О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

          Данная программа определяет новые ориентиры в нравственном  воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателей ДОУ. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Программа рассчитана на работу с детьми трех-семи лет. Программа состоит из трёх частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приёмы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках. Рекомендована Министерством образования РФ. Группы ДОУ, работающие по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- 2 мл. гр., средняя, старшая, подготовительные 

Аннотация   к программе Т.Н. Девятовой   «Звук - волшебник»

Программа по музыкальному воспитанию «Звук - волшебник»  предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В программе описаны теоретические основы программы, цели, задачи,  возможности  использования программы, ее структура. Программа включает учебно- тематический , календарный план  проведения занятий, методические рекомендации для проведения занятий.   Также  перечислены требования к уровню подготовки дошкольников, учебно- методическое обеспечение, методическая литература, материалы к занятиям, задания и методические рекомендации по изготовлению музыкальных игрушек-инструментов и их использование. Книга предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей и специалистов ДОУ.

 

Аннотация к программе «Ладушки» И.М. Каплуновой,  И.А. Новоскольцевой

Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Данная программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет. Предлагаемый материал дает возможность музыкальным руководителям проводить занятия в интересной, увлекательной форме. Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов. В программу включен раздел - `Развитие чувства ритма`. Разнообразные упражнения помогут детям легко двигаться и быстрее осваивать музыкальные инструменты.

Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности. Использование наглядного

материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином  виде деятельности. И как результат этого эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.

Методические принципы:

Одним из главных принципов в работе с детьми является создание

непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя  комфортно,

раскрепощенно. Не принуждать детей к действиям (играм, пению), а дать

возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является  принцип партнерства. Встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова: что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их видеть. Таким

образом, группа детей и музыкальный воспитатель становятся единым целым. Вместе слушаем, вместе поем, вместе рассуждаем, вместе играем. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности,

эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего

участия в творчестве. Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности.

Аннотация программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова ориентирована на возраст детей от трех до семи лет.

Цель программы: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:

  • музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
  • песня, танец, марш;
  • музыка рассказывает о животных и птицах;  
  • природа и музыка;
  • сказка в музыке;
  • музыкальные инструменты и игрушки

  В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.