ОБРАЗОВАНИЕ
Информация
о реализуемых образовательных программах
в МДОБУ центр развития ребенка д/с № 38 «Дюймовочка»
с указанием направления развития
Основная общеобразовательная программа МДОБУ центр развития ребенка - д/с № 38 «Дюймовочка»
с использованием методического комплекса программы «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Образовательная программа развития 2019-2023 учебный год
ООПДО разработана с использованием методического комплекса программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 7 лет с учетом их возрастных индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и обеспечивает единство воспитательных развивающих и обучающих целей и задач.
В соответствии с требованиями ФГОС образовательная программа МДОБУ состоит из двух частей:
I часть – обязательная
II часть – вариативная.
Обязательная часть программы обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им общеобразовательных программ начального образования.
Вариативная часть содержит программы, которые расширяют и углубляют основное образовательное содержание и позволяют удовлетворить разнообразные образовательные потребности современной семьи и избирательные интересы дошкольников, реализовать развивающий потенциал регионального компонента
Целью Программы является: Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей
Программа направлена на создание условий развития дошкольников, открывающих возможности для позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих дошкольному возрасту видам деятельности.
Дополнительные образовательные программы:
Художественно-эстетическое направление
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князевой, с нормативным сроком освоения 5 лет
- «Ладушки» - У.Г.Ледяйкина, Л.А. Топникова, с нормативным сроком освоения 5 лет
- «Звук волшебник» Т.И.Девятова, с нормативным сроком освоения 5 лет
- О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры», с нормативным сроком освоения 5 лет
Экологическое направление
- «Мы» Н.Н.Кондратьева, с нормативным сроком освоения 5 лет
- «Юный эколог» С.Н.Николаева, с нормативным сроком освоения 5 лет
Аннотации к программам
Аннотация к программе экологического образования детей «Мы» Н.Н. Кондратьева
Цель программы: формировать экологическую воспитанность дошкольников.
Ядро содержания программы Н.Н. Кондратьевой составляют «знания о человеке в его
связи с природой, другим людьми, представления о человеке и природе, как высших
ценностях, знания о гуманном отношении к живому и умении его осуществлять». При
этом главное внимание уделяется рассмотрению связей живых организмов с окружающей
средой на разных уровнях. В каждом разделе программы представлены знания как основа
экологического сознания, умения экологически ориентированной деятельности, опыт
гуманного отношения к природе. В программе также раскрыта идея единства человека и
природы.
Известно, что рождение экологического миропонимания связано с освоением важной
Нравственно философской категории «мы», т.е. единства. Это и определило название
программы «Мы»
Аннотация к программе « Юный эколог» С. Н. Николаевой
«Юный эколог» - программа, нацеленная на формирование основ экологической культуры дошкольников. Её успешно используют в образовательных учреждениях разного типа на этапе перехода от ознакомления с природой к действенному экологическому воспитанию.
Автор программы, Николаева Светлана Николаевна (кандидат наук в области педагогики, ст. научный сотрудник Института семьи и воспитания РАО) создала систему, способную помочь педагогам реализовать на практике новые подходы к экологическому воспитанию.
Результативность программы была доказана уже в 1993 году в ходе успешной апробации. А в 1998 разработка «Юный эколог» получила одобрение Экспертного совета Министерства общего и среднего профессионального образования РФ.
С тех пор программа была доработана и расширена. Каждый педагог самостоятельно строит работу с детьми по данному направлению, но при этом опирается на темы, предлагаемые С.И. Николаевой:
- Неживая природа - среда жизни человека, животных, растений (Вселенная, воздух и вода, почва и камни, времена года),
- Многообразие растений, связь со средой обитания (растения на участке д/с и комнатные),
- Многообразие животных, связь со средой обитания (домашние животные, обитатели уголка природы, птицы - перелётный и зимующие),
- Рост и развитие животных и растений, связь со средой обитания,
- Сообщество животных и растений (лес, водоёмы, луг как экосистема),
- Человек и природа во взаимодействии (использование и охрана).
Актуальность экологического воспитания в наше время особенно обострилась, и поэтому появилась необходимость воспитывать осознанное отношение к природным явлениям и объектам уже с младшего возраста.
В детских саду используются разные методы «погружения в природу», в рамках программы это могут быть: уголки природы в группах, зимний сад, экологический музей, комната или кабинет природы, мини-ферма, экологическая тропа, уголок нетронутой природы, экологическая тропа и др. Ребята с удовольствием участвуют в занятиях, играх и прогулках, посвящённых миру природы,
Дошкольники учатся выполнять определённые трудовые действия для улучшения жизни животных и растений, основываясь на самостоятельном понимании ситуации или пользуясь объяснением взрослого. Степень экологической воспитанности позволяет ребёнку строить своё поведение безопасно и полезно для природы.
Процесс обучения «юных экологов» предполагает не только передачу знаний о мире вокруг нас, но и формирование внимательного отношения к природе. В ходе занятий дошкольники начинают осознавать себя частью природы и заботиться о ней всеми доступными способами. Ребята учатся любить и понимать, беречь и охранять
Аннотация программы
О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Данная программа определяет новые ориентиры в нравственном воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре. Основная цель: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры на основе знакомства с жизнью и бытом русского народа, его характером, присущими ему нравственны ми ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателей ДОУ. Теоретическую основу программы составляет известное положение (Д. Лихачев, И. Ильин) о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Программа рассчитана на работу с детьми трех-семи лет. Программа состоит из трёх частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приёмы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках. Рекомендована Министерством образования РФ. Группы ДОУ, работающие по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»- 2 мл. гр., средняя, старшая, подготовительные
Аннотация к программе Т.Н. Девятовой «Звук - волшебник»
Программа по музыкальному воспитанию «Звук - волшебник» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В программе описаны теоретические основы программы, цели, задачи, возможности использования программы, ее структура. Программа включает учебно- тематический , календарный план проведения занятий, методические рекомендации для проведения занятий. Также перечислены требования к уровню подготовки дошкольников, учебно- методическое обеспечение, методическая литература, материалы к занятиям, задания и методические рекомендации по изготовлению музыкальных игрушек-инструментов и их использование. Книга предназначена для музыкальных руководителей, воспитателей и специалистов ДОУ.
Аннотация к программе «Ладушки» И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой
Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Данная программа представляет собой план работы по музыкальному воспитанию детей 3-7 лет. Предлагаемый материал дает возможность музыкальным руководителям проводить занятия в интересной, увлекательной форме. Принцип построения занятий традиционный, но с введением необычных игровых моментов и вариантов. В программу включен раздел - `Развитие чувства ритма`. Разнообразные упражнения помогут детям легко двигаться и быстрее осваивать музыкальные инструменты.
Основной задачей является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Эта задача главная для детей всех возрастных групп, поскольку она не дает ребенку чувствовать себя некомпетентным в том или ином виде деятельности. Использование наглядного
материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
Методические принципы:
Одним из главных принципов в работе с детьми является создание
непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно,
раскрепощенно. Не принуждать детей к действиям (играм, пению), а дать
возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Встречать детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорить добрые, ласковые слова: что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их видеть. Таким
образом, группа детей и музыкальный воспитатель становятся единым целым. Вместе слушаем, вместе поем, вместе рассуждаем, вместе играем. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности,
эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего
участия в творчестве. Музыкальное воспитание осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности.
Аннотация программы О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
Программа «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова ориентирована на возраст детей от трех до семи лет.
Цель программы: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от трех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Основополагающие принципы программы (тематический, контрастное сопоставление произведений, концентрический, принципы адаптивности и синкретизма). Содержание выписано в 6 темах, каждая из которых изучается в течение одного – двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале:
- музыка выражает настроение, чувства, характер людей;
- песня, танец, марш;
- музыка рассказывает о животных и птицах;
- природа и музыка;
- сказка в музыке;
- музыкальные инструменты и игрушки
В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентационной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.